Не важно, ездите вы на своем велосипеде постоянно или время от времени. Велосипед очень важно поддерживать в хорошем состоянии. Необходимо регулярно обслуживать цепь для предотвращения на ней износа или ржавчины.
На цепи ржавчина появляется очень легко и быстро. Представьте-сильный дождь, и даже небольшое попадание воды может быть причиной появления ржавчины. После того как цепь заржавеет, избавиться от ржавчины проблематично, так как ржавчина поглощает влагу из воздуха. В этой статье расскажем, как правильно подойти к смазыванию велоцепи, а также рассмотрим средства для чистки цепи.
Часто ли надо чистить и смазывать цепь
Данный вопрос один из самых популярных среди начинающих велосипедистов, и одного единого ответа на него нет. Все зависит от стиля езды и того, как часто и в каких условиях используется ваш велосипед. Кому-то придется смазывать ежедневно, а для кого-то будет достаточно и одного раза в месяц. Самое главное – держать все в чистоте и смазанным. Если появился скрип или скрежет – самое время провести чистку и смазку маслом. Идеально произвести уход за приводом невозможно, но данную процедуру следует проводить как можно тщательнее.
Чем можно очистить цепь перед смазкой
Чистящая машинка
Использовать данный девайс довольно просто – надеваете машинку на цепь, заливаете нужные жидкости и вращаете педали. В качестве очищающих жидкостей могут использоваться различные жидкости, даже такие средства как Fairy.
Щетки для очистки
По поводу щеток сказать особо нечего – выбираете любую подходящую и очищаете с ее помощью грязь из каждого звена, а также передних и задних звездочек.
Зубная щетка, тряпка и моющее средство
Данный способ является самым доступным и особо не уступает по эффективности двум вышеперечисленным. Покупаете в магазине самую жесткую и дешевую зубную щетку. В том же магазине можно купить какое-нибудь моющее средство, например, Fairy
Все эти способы отнимут у вас достаточно сил и времени, но если вы подойдете к процессу чистки с умом и усердием, ваши усилия оправдаются. Тем самым в дальнейшем вы сможете избежать лишних трат на покупку новых деталей для вашего двухколесного друга.
Порядок чистки и смазки велосипеда в домашних условиях
Шаг 1. Подготовка места где будет производиться процедура.
Положите на пол бумажные полотенца или старые газеты. Это поможет не испачкать пол грязью, а также убережет сиденье от царапин.
Шаг 2. Установите байк на стойку или на пол вверх колесами
При смазывании можно использовать либо велосипедную стойку, либо просто перевернуть его вверх ногами. Мы будем рассматривать первый вариант. Поставьте байк как на картинке ниже. Так вам будет легче провести обслуживание.
Шаг 3. Уберите грязь и старую смазку
Оберните цепочку тряпкой и одновременно с этим медленно покрутите педаль, чтобы каждое звено сквозь тряпку. Это произведет очистку и в дальнейшем способствует хорошему проникновения средства.
Для удаления въевшихся загрязнений грязи воспользуйтесь щеткой с металлическим ворсом. Вращая педаль прикладывайте щетку к цепи.
Важно: Вращающееся заднее колесо опасно! Не касайтесь его руками и не позволяйте детям или домашним животным приближаться к нему, пока оно вращается.
Шаг 5: Смазка
Поднесите емкость и, аккуратно нажимая на нее, капните маслом на несколько звеньев. Не стоит сильно давить на бутылку, иначе излишки прольются на пол.
Медленно прокручивайте педаль, чтобы состав равномерно распределялся, пока каждый шарнир не будет смазан. Смазанная поверхность будет иметь глянцевый блеск, а несмазанная будет матовой. Вы легко их отличите.
Шаг 6: Очистка и проверка работоспособности
Уберите бумажные полотенца или газеты и протрите пол. Выйдите на улицу и протестируйте свой транспорт после процедуры. Если вы все сделали правильно, вы сразу заметите, насколько легче стало управлять и ехать, чем раньше.
Что использовать для смазывания велосипедной цепи
На рынке представлено обширное количество разнообразных смазок для велоцепей. Нельзя однозначно выбрать какую-то одну. Какой именно состав лучше подойдет для вашего байка, покажет только личный опыт. При этом между типами, используемых в разных условиях, существуют некоторые основные отличия. Рассмотрим их ниже.
Сухая смазка
Имеет более легкую консистенцию, сначала становится влажной, а затем высыхает, оставляя после этого защитный смазывающий слой. Они плохи для использования во влажную погоду или в грязь. Тем не менее, очень хорошо выполняют защитную функцию в сухих условиях. Обратная сторона использования такого типа заключается в том, что ее нужно наносить чаще, чем жидкую.
Жидкая смазка
У смазочной жидкости консистенция более липкая и вязкая. Она действует как водоотталкивающий агент, и является идеальным вариантом для использования в сырую погоду или в грязных условиях. На поверхности она держится дольше, чем сухая, но так как не высыхает, притягивает на себя больше грязи в сухую и пыльную погоду.
Так как жидкие и сухие разновидности лучше применять строго в определенных условиях, многие производители начали изготавливать так называемые промежуточные варианты, например, специализированные смеси для влажных и сухих условий, самоочищающиеся «2 в 1» и многие подобные.
Обязательно ли использовать специализированную смазку для велосипеда? — На самом деле нет!
Некоторые люди изготавливают ее самостоятельно, используя для этого парафин. Основная идея этого метода заключается в том, что нужно промазать разогретым парафином все тонкие сочленения велоцепи. После остывания он защитит пины и звенья от загрязнения, при этом снижает трение в отличии от обычной. Процедура проста и ее можно провести на кухне дома, так как расплавленный парафин не токсичен, не имеет неприятного запаха и не пачкает поверхности.
Но если вам позволяет бюджет, вы имеете достаточно свободного времени и просто получаете удовольствие от управления и владения велосипедом, почему бы и не использовать специализированные составы?
Обычные, не предназначенные для велосипеда составы, могут быть слишком легкими, чтобы оставаться на звеньях, либо же слишком тяжелыми, и не смогут нормально проникать между всеми частями, либо же слишком липкими.
Специальные маски изготавливают целенаправленно для велоцепей. Ее консистенция будет идеальной для того, чтобы она проникала в ролики и штифты, также она будет долго оставаться на поверхности, максимально защищая ее от образования ржавчины и сбора грязи и пыли. Использовать специализированные средства не обязательно, но желательно.
Средства для смазки цепи велосипеда
Рассмотрим некоторые средства, которыми можно смазывать велоцепь. Все нижеперечисленные средства не являются специализированными для велосипедов.
Виды велосипедных смазок
Тефлоновая смазка
Тефлон – самый эффективный и, пожалуй, лучший выбор. Она продается по весьма приемлемым ценам. На поверхности образуется тонкий слой, на который не будет цепляться пыль. Существует в жидком виде и в виде аэрозоля. Последний вариант менее предпочтительный для использования, так как при нанесении будет повышенный расход средства. Лучше используйте жидкий аналог тефлоновой смазки.
Пример такой продукции – Weldtite TF-2. Отличается низкой вязкостью и демократичной ценой, а также хорошо уменьшает трение в нагруженных узлах.
BTWIN также является хорошим представителем тефлоновых. Равномерно и почти моментально проникает во все звенья и при этом не капает на пол. Отличается достаточно доступной ценой.
Силиконовая смазка
Силикон – имеет хорошие свойства, которые помогают уменьшить трение деталей. В составе силикона присутствуют компоненты, отталкивающие пыль. Существует как в жидком виде, так и в виде аэрозоля. Так же, как и в случае с тефлоновыми аналогами, предпочтительнее использовать аэрозоль.
Среди производителей составов на основе силикона хорошо себя зарекомендовали Hanseline, MOLYKOTE и Bechem.
Графитовая смазка
Графит поможет хорошо защитить механизм от износа. Из достоинств – хорошие антикоррозийные и проникающие свойства. Держится гораздо дольше по сравнению с обычными составами, но при езде во влажную погоду вымывается быстрее. При выборе обратите внимание на марки Hanseline или Oilright.
Восковая смазка
Воск, он же парафин, создает более толстый слой на всей поверхности, но по сравнению с тефлоновой стирается несколько быстрее. Имеет несколько меньшую популярность ввиду того, что перед ее применением нужно тщательно промыть и прочистить поверхность перед нанесением. Также такие составы важно правильно дозировать, дабы не допустить забивания цепного механизма воском.
Бренд Squirt представляет собой смесь воска и воды в соотношении 40 к 60. Является одним из лучших представителей воскосодержащих смесей. Также стоит обратить внимание на продукцию от бренда Smoove. Они отличаются долговечностью и обеспечивают долгую частоту трансмиссии.
Альтернативные варианты смазки
Также допустимо смазывать машинным маслом, а также составом для швейных машинок. Самым большим минусом таких масел является сильное притягивание пыли на поверхность. Также они сильно боятся воды. Поэтому при использовании таких средств к смазыванию придется возвращаться на порядок чаще.
Что нельзя использовать для смазывания цепи велосипеда
Крайне не рекомендуется использование густых составов по причине того, что это не позволяет им проникать во все нужные места, а также они хорошо притягивают пыль. Ни в коем случае не используйте такие средства как подсолнечное масло и отработку.
Литол или солидол
Категорически не рекомендуется пользоваться в качестве смазывающего средства. Применяя эти средства, вы способствуете загрязнению велосипедной цепи, так как они очень сильно притягивают пыль и грязь, а также ввиду своей консистенции не способны проникнуть во все звенья для должной обработки.
WD-40
Особенно не рекомендуется использовать WD-40 и ее аналоги, так как это средство почти не обладает смазочными свойствами. По своей сути представляет собой не средство для смазывания, а растворитель, и способствует разжижению смазки. Обливая смазанную металлическую поверхность ВД-40, вы тем самым смываете с нее защитный состав, и оставляете ее ржаветь. К хорошему ничему это не приведет.